воскресенье, 21 мая 2017 г.

Вы владеете телефоном или телефон владеет вами?

Друзья, всем привет!

Я участвую в  эко-марафоне #СнижаюСвойЭкослед, подробности и регистрация здесь: http://greendriver.ru/marathon  и в ближайшее время у меня будет много постов не о скрапе, но о жизни и экологичных привычках. Потерпите :))), а лучше присоединяйтесь!

Сегодняшний мой пост не по заданию эко-марафона, просто уже накипело и хочется рассказать :) Я хочу поговорить с вами о своем отношении к телефонам/айфонам/смартфонам.

Так бывает, что малознакомые люди хотят  передать мне информацию - какие-то обсуждения, данные, фотографии .  Обычно это родители одноклассников дочки, или даже учитель, или педагоги, к котором она ходит в кружки, да и просто случайные знакомые. И мне часто приходится отвечать: нет, у меня нет вайбера, вотцапа, инстаграма, мой телефон не подключен к интернету и на него нельзя снимать (т.е. можно, но качество минимально) и я не пользуюсь мобильными приложениями. Совсем. Принципиально.

В нашей семье есть 3 телефона. Дочка-первоклассница сама ходит из школы домой и в свои кружки, а потому телефон на всякий случай у нее тоже есть. Вот они, наши телефоны.



В среднем их цена примерно 1000р. Мы с мужем купили такие телефоны  6-7 лет назад (дочке купили в прошлом августе за 700р). Удивительно, но они до сих пор исправно работают и аккумуляторы прекрасно держат зарядку.

Предыдущие телефоны и у меня, и у мужа были заметно дороже и навороченней, потом у них окончательно вышли из строя аккумуляторы и оказалось, что заменить аккумулятор в телефоне проблема - их просто не продают к старым моделям (телефонам было не более 5 лет). Это такая известная схема запланированного устаревания - не продавать запчасти к старым моделям. Прямое вынуждение купить нас новое устройство. А если вы уже вынуждены купить новое, то дело осталось за малым - раскрутить вас на наиболее дорогую/модную модель.
Мне неприятно осознавать, что мною пытаются так грубо манипулировать.  Мы с мужем принципиально купили самые простые телефоны. Телефон мужа имеет черно-белый экран и заряжать его нужно реже, чем раз в неделю (а для длительных походов в лес этот момент очень важен). Мой телефон имеет самую примитивную фото-камеру (чтобы была возможность сфоткать номер телефона, например) и диктофон. Для меня эти функции важны.

За эти 6-7 лет айфонами обзавелись почти все вокруг, часто они есть даже у детей, поэтому отсутствие у нас подобных устройств многими воспринимается как аскетизм или крайняя степень бедности. И мне приходится объяснять нашу позицию всё чаще. Нет, тут дело совсем не в деньгах. Мы можем позволить себе купить айфоны, может не последней модели, но в принципе... Только зачем???
Айфоны созданы для деловых людей, это мини-компьютер в кармане. Мы не предприниматели и бизнесмены, зачем нам быть круглосуточно онлайн??? Чем плох стационарный компьютер? Что изменится, если я прочитаю ваше сообщение не сейчас, а через 3-4 часа или может даже завтра?  Многие ли действительно пользуются айфонами строго по делу? Не зависают часами в социальных сетях, не играют там в игры, не пропадают в интернете, не тратят кучу времени на пустое общение с незнакомыми людьми, часто при этом обделяя вниманием близких и реальных друзей?

                                                 © (c)Steve Cutts  

Я вам скажу, что со стороны всеобщее увлечение телефонами выглядит ОЧЕНЬ СТРАННО. Люди реально становятся зависимыми и на встрече друзей, например, им очень сложно не достать телефон и не начать там проверять почту/смотреть-показывать ролики, они начинают навязчиво предлагать показать свои фотографии или видео. Это странно. Вот ты живой и мы живые и рядом, зачем между нами этот экран? Зачем нам фото или видео, друг друга, если мы можем смотреть друг другу в глаза и поговорить о чем угодно?

                                                         © ILYA KUTOBOY  

А вот эти селфи-фотки (а для них же еще и селфи-палки есть), это не странно? Если тебе нужно фото, то попроси любого на улице нажать на кнопку фотоаппарата (спорим,он у тебя давно уже есть) - будет гораздо более красивый снимок с нормальной перспективой. В чем проблема? В последнем отпуске в Питере мы, как все туристы, довольно много фоткались на улицах города. Никто и ни разу не отказал нам в услуге "нажать на кнопочку фотоаппарата".


Я не вижу абсолютно никакой необходимости в айфоне любой версии. Странно гулять в парке и смотреть не по сторонам на живую природу, а в экран телефона.  Это так же странно и в кафе, и на детской площадке, и вообще, почти всегда это выглядит странно. Как будто здесь в реальной жизни человека нет, это такой био-аватар, а живет человек в виртуальной реальности. 

© (c)Angel Boligan   

Самое главное - дети. Дети становятся зависимыми от телефонов гораздо быстрее взрослых. И если при покупке айфона, я могла бы утешить себя мыслью, что мне хватит ума и сознательности, пользоваться им только по делу и не в ущерб живому общению и реальной жизни, то однозначно это будет плохой пример моим детям. Дети воспитываются на примере родителей и они любят атрибуты взрослой жизни.
 Я не знаю, ни одного убедительного довода на случай, если ребенок спросит, почему у тебя айфон с интернетом, а у меня самая примитивная модель звонилки? 
У нас в семье у всех самые простые телефоны и я легко могу объяснить почему это так, а не иначе не только своим детям, но и любому, кого это удивляет.

Свои прямые функции по голосовой связи меня с окружающим миром мой телефон 6-тилетней давности за 1000р. выполняет ни на каплю хуже, чем чей-нибудь айфон за 17-20 тысяч рублей.

А если разницы нет, то зачем платить больше?

Я бы сказала, что разница все же есть :))) У человека без айфона больше свободного времени, он более активно общается в живую со своими друзьями и близкими, он видит в разы меньше рекламы и пустой информации, ему проще быть в моменте  "здесь и сейчас".


 И в заключение, я никого не осуждаю за пристрастия к новинкам электроники. Это ваш выбор. Мой выбор другой и я просто вам о нем рассказала.
Кстати, кто не знает, согласно диплому (ИТМО, Санкт-Петербург) я специалист по информационным системам и технологиям и не страдаю техно-фобией :))))

П.С. : я знаю, есть куда более клёвые картинки на тему телефонной зависимости, но так сразу они мне не нашлись.

П.П.С.: угадайте, какой функцией своего телефона я пользуюсь чаще всего?
правильно - смотрю на часы :)))) (других у меня нет)



15 комментариев:

  1. Телефон современного поколения - просто один из способов зомбирования населения. Уткнувшись в экран они ничего не видят и ни о чём не думают сами. Зомби...

    ОтветитьУдалить
  2. Эх, а я своим предыдущим телефоном пользовалась 14 лет))) Очаровательная Нокиа) к сожалению, последние годы аккумуляторы стали в нем помирать слишком быстро, теперь только от сети работает) А был такой удобный, маленький, в карман влезал. Теперь хожу как все с широким экраном, никуда не лезет, огромный. Тоже ничем в нем не пользуюсь особо, телефон, будильник, фотик - все как раньше. Иногда к wi-fi подключаюсь.
    А вот подруга моя использует по полной - и покупки-проезд им оплачивает, и навигатор когда в лесу с ней встречаемся) а я как бабка - по карте иду) опять же вместо смс - бесплатные сообщения, тоже удобно. Вобщем, я прогрессом со стороны восхищаюсь, но сама предпочитаю бумажные носители информации)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Телефон проработавший 14 лет - круто! видимо, очень удачная модель.

      Удалить
    2. У меня тоже Нокиа проработал 14 лет и только из-за аккумулятора пришлось сменить. Но мне ещё повезло, сын отдал хорошую модель тоже Нокиа ещё с кнопками, и батарея хорошая. Держусь стойко до последнего.

      Удалить
  3. Я зомби? ну что ж - пожалуй... По порядку - соц. сети, вотсап, вайбер и прочее - это связь с моими родными и близкими, живущими в других городах - из-за разного ритма жизни не всегда удобно просто взять и позвонить, а вот написать, отправить фото/видео - намного информативнее выходит порой и проще. Я не бизнесмен, но оформление многих документов можно сделать на расстоянии - например, отправить в вайбере своему страховщику фото нужных документов и приехать уже за готовой ОСАГО. Можно без этого обойтись? да, вполне, но я трачу время - пока к нему еду и пока оформляем все доки в офисе, а так - он все готовит пока я еду... Компьютер в этом плане менее удобен как ни крути! Выше в комментариях уже упоминались навигаторы - да, можно потратиться и купить в машину "нормальный" навигатор или даже разложить карту, но мы не всегда на машине и не всегда в знакомом месте, а карты еще надо понимать))) Что касается фотографий, согласна, что хороший фотоаппарат не заменить даже самым навороченным телефоном, но...иногда пока ты находишься в дороге с работы домой (в современных реалиях это может быть час-полтора), ты можешь сделать кучу полезного - например, отсмотреть в "облаке" фото и выбрать нужные для публикации, отредактировать при необходимости и даже отправить в пост, написать текст публикации! Да, все это можно делать и дома на компе, но я это сделала уже по дороге домой, а теперь открыта и свободна для семьи! Я не за и не против современных гаджетов - каждый сам выбирает) Но я за то, чтобы упрощать свою жизнь)
    Надеюсь в тему написала)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, конечно,если всё это вы не имеете возможности делать со стационарного компа, то конечно, без айфона никак.
      Я, например, всё это делаю с компа, тут тоже есть и ВК, и скайп, и наверное еще много всяких вариантов связи.

      Конечно, если вы каждый день тратите на дорогу в офис 3 часа (туда и обратно), то айфон вам необходим, не парьтесь об этом :)))
      Мне даже подумать страшно, что к 8 часовому рабочему дню нужно прибавить еще 3 часа на дорогу и жить в таком ритме годами... Вы герой!

      Удалить
    2. не-не-не) не герой ни в коем случае!) Большой город и работа в офисе диктует свои условия) и 1,5 часа это я сааааамый худший вариант написала, в основном все более удачно минут 40)) хотя сейчас для многих он единственный - в условиях подготовки к ЧМ 2018 - весь город стройка... А на счет того, что все это есть на компе... да, когда ты имеешь к нему доступ, но у нас в офисе стоит запрет на любые соц. сети - поэтому только дома, а вечером дома дел и так хватает + домашние, которых ты не видел порядка 10-12 часов... в общем айфон, не айфон, но качественный смартфон выручает))) вот еще случай из жизни - буквально в прошедшую пятницу у нас в городе рухнула сеть Мегафона на целый день - соответственно основная функция телефона - звонки и смс просто бесполезна, а вот сопутствующие вотсапы и вайберы спасали - люди хоть знали кто где))) Но сами над собой посмеялись в этот день - вот в детстве мы знали кто и где, хотя были только стационарные телефоны и то не у всех, а тут прямо паника!)))

      Удалить
    3. Вы взрослый человек и телефон используете как устройство для удобства. Но он же вам не заменяет реальную жизнь. А вот дети, которые из-за гаджетов не умеют общаться в реальной жизни...Какими станут они?

      Удалить
    4. А тут без примера и родительского воспитания уже никуда! Юля все показывает на личном примере - нет навороченных гаджетов - они и не нужны! Своих детей пока нет, но знаю семьи где не принято пользоваться телефонами и прочими гаджетами в семейное время и уж тем более за ужином - родители приходят и оставляют при входе на тумбочке телефоны, которые берутся только когда кто-то позвонил или возникла такая необходимость у самих - так поступают все члены семьи. Тут как ни крути - личный пример очень заразителен! А относительно того, что дети отвыкают от общения живого, не только телефоны виновны - очень много детей (да и взрослых) пропадает и за стационарными компами, особенно в эпоху он-лайн игр - одел наушники, вошел в виртуальную реальность и исчез...
      Поэтому считаю, что в современном мире ребенку просто нужно объяснять суть гаджетов и на примере показывать, что мир не ограничивается экраном телефона, компа или что там еще есть?)
      А время бежит так стремительно, что все больше и больше профессий требуют постоянно быть на связи - телефон, электронная почта, вайберы, вотсапы, соц. сети и т.д. - от этого зависит твоя востребованность, твой заработок... и в этом будущем жить нашим детям как ни крути)

      Удалить
  4. Юля, по большей части согласна с тобой и везде ставлю плюсик. Особенно согласна, что ребенку айфон совершенно не нужен, вот когда будешь зарабатывать достаточно чтобы купить себе айфон, то пожалста покупай что хочешь, но когда начинают шантажировать родителей -"А вот у Тани и Маши есть айфон!", то бред имхо.

    Хм... себя наверно надо отнести к человеку деловому =)) Мне необходим для работы телефон с большим экраном, быстрым интернетом и постоянному доступу к интернету. По работе я часто езжу из своего офиса в центр на встречи или собрания и телефон с интернетом мне нужен. Тем более в айтишной индустрии, пока я 25 минут ехала до офиса чтобы ответить на имеил, наши конкуренты уже могли у меня из под носа увести кандидата.

    Обидно бывает, что люди если видят что ты сидишь на электричке уткнувшись в телефон, то значит что ты зависла в интернете, играешь во что то и тд. Я так не давно ехала и две женщины в возрасте демонстративно косясь на меня, громко обсуждали тему "вот молодежь пошла". Я тем временем "уткнувшись" в телефон за 25 мин поездки, успела 10 минут позаниматься немецким в приложении, забронировать билеты на выставку, сделать список продуктов на неделю и подвести бюджет на месяц.

    Я вечно теряю всякие бумажки, записки и тд (+ перевод бумаги) и у меня не всегда есть доступ к моему ежедневнику, мне удобно чтобы все было в телефоне.
    Одно из самых удобных лично для нас приложений, это список продуктов- мы с Никитой синхронизировали наши телефоны с приложением и теперь если один из нас сделал список, то второй его видит у себя. Я что то купила и вычекнула, Никита видит что хлеб брать не надо.

    В поездках без доступа к гугл картам я вообще не знаю как обходиться? Там же все проложено самым быстрым маршрутом, показывает сколько времени все занимает, сразу даст метки на кафе-рестораны по пути- там же есть номер ресторана чтобы можно было позвонить и сделать бронь, можно за ранее посмотреть меню и тд. Не говоря о том, что можно в любой момент , да хоть пока ждешь автобус- купить билеты в музей или еще куда то и пройти туда без очереди, освободив больше время на поход. Можно проложить оптимальный маршрут между доспоримечательностями и обхватить как можно больше интересных мест.

    Инстаграмм для планирования поездок мне кажется штука вообще не заменимая, опять таки пока ждешь автобус, сидишь в очереди к врачу и тд, ты можешь посмотреть фото интересных мест, отзывы и составить план поездки.

    Вацапы и вайберы не заменимы, если у тебя родственники и близкие в другой стране и у вас разница во времени 9 часов + звонки бесплатные.

    Приложения с "живой" информацией о прибытии автобусов, поездов, трамваев- на карте сразу можешь посмотреть где ближайшая остановка и тд. С телефона можно пополнить проездную карту и проверить баланс, а не идти искать терминал. Приложение вызова такси вообще гениальная штука для тех, кто как я вечно не знает где я и не носит с собой налички.

    Я каждый день трачу на дорогу до работу по часу в каждую сторону, в неделю по 10 часов. Это 10 часов свободного времени, которое я трачу на изучение языка, оплату-бронь счетов-билетов, читаю отзывы о фильмах-книгах-местах куда я собираюсь пойти, делаю списки дел, подвожу бюджет, ищу то самое платье экономя часы на поход в магазин и тд и все это "уткнувшись" в телефон =)) А по приходу домой где есть комп, у меня уже другие дела на которые действительн нужен комп- написание постов в блог, обработка фото в фотошопе и тд.

    Именно на соц сети мне кажется я не много времени трачу, на телефоне у меня только инстаграмм. вк или ок захожу только, если на почту пришло оповещение о новом сообщении. Все соц сети и подписки я стратегически еще пару лет назад почистила и оставила только действительно интересные блоги и подписки и близких людей =))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюш, значит в твоем случае, иметь айфон оправдано. Я кстати не удивлюсь, если у нас есть компании, где иметь айфон или типа него это как дресс-код обязательно.

      Мы путешествуем только по России и Крыму, я как-то не сталкивалась с тем ,чтобы сложно было составить маршрут и т.д. но с тремя детьми мы вообще не шибко мобильны :))) И далеко пешком всяко не уйдем :)))

      Инстаграм я не понимаю в принципе. При желании загуглить и найти любую страну/место можно. Ну, и конечно, если 10 часов в неделю теряешь на дорогу, то тут айфон под рукой на эти часы удобно.

      Удалить
    2. Погуглить конечно можно, но мне нравится возможность именно посмотреть и узнать о каких то не туристических местах, которые есть в каждом городе =)) Если искать инфу в гугле, то там обычно все стандартно, куда ходят все, а мне интересны необычные места про которые знают местные =)

      Я вот раньше на эти 10 часов сетовала, но сейчас понимаю, что это довольно не плохо. Если бы у меня дома или еще где то было 10 ч времени я бы начала как обычно уборку, глажку и тд, приятно что дома чисто, но полезной инфы 0. А так с трамвая ни куда не деваться, можно и почитать =)) + во всех соцсетях есть кнопка поделить или отправить, я так что то нахожу и сразу кидаю ссылки Никите, брату, подруге и тд. =)

      Удалить
  5. Девочки, я писала только про наш выбор. Не переживайте, если у вас он другой. Тем более, если вы используете айфон или смартфон с умом, а не на игры или пустой треп, и не вместо общения с близкими.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да не переживаем))) Просто устроили у тебя в комментах обмен мнениями по теме))))

      Удалить
  6. Я за разумность во всем) Мой телефон ты видела))) Если говорить о зависимости, то надо рассматривать "он-лайн", подключенность к сети в целом;-) Вот если человек чувствует "ломку", когда он вдруг остается без телефона и без компа с доступом с инет - тогда да, надо бить тревогу. Лично у меня "онлайновое" время строго лимитировано, поэтому не переживаю ни за себя, ни за детвору (согласна, что они берут пример со взрослых).

    ОтветитьУдалить