вторник, 13 июня 2017 г.

Полезные эко-привычки. Наш опыт.

Друзья, всем привет!
 
Думаю, вы помните, я участвую в марафоне #СнижаюСвойЭкослед №4, (http://chistopashin.ru/marathon).
Хочу начать этот пост словами из песни Булата Окуджавы:
  
"Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
 Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить... "

Я очень благодарна всем вам за поддержку моих постов по эко-марафону, вы мотивируете меня писать дальше и не стесняться "много слов".

Сегодняшняя наша тема в экомарафоне - выгодные экопривычки. Кому интересна эта тема,советую:
 - посмотреть выступление Романа Саблина на TEDx на тему “Выгодные экопривычки” https://www.youtube.com/watch?v=T8Mo0kOmwBg (14 мин.)
- посмотреть вебинар Романа “Выгодные экопривычки” https://youtu.be/SXNYxx2gzGs (1,5 часа)
- прочитать интервью Романа https://shag-vpered.org/ekologichno-eshhe-i-ekonomich..:
 
На самом деле, мне даже как-то неловко писать о выгодных экопривычках, потому что я никогда не считала, что наша семья живет как-то особенно экологично. То, как мы живем, это во многом разумно, естественно, экономически выгодно и просто логично. Оказалось, что это еще и ЭКОЛОГИЧНО. Ну, что же делюсь опытом нашей семьи.

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ.

1. У нас по всей квартире установлены светодиодные лампы (три года уже им). Вот здесь есть сайт  http://lifeandlight.ru/istochniki-sveta/lampy/energoeffestivnost-svetodiodnyh-lamp.html  , где подробно расписано и посчитано, что по сравнению с лампой накаливания одна светодиодная лампа экономит нам 500рублей в год на электричестве. Расчет при зажженном свете 8 часов в сутки. Никто, конечно не станет жечь свет сразу по всей квартире по 8 часов подряд, так что я по-честному разделю эту сумму на 2 - 4 часа в день это как-то ближе к реальности. Экономия выходит 250р. на одну лампу в год. У нас большая квартира, почти 100м. Я прошлась по квартире и посчитала: в люстрах и настольных лампах используется 42  светодиодных ламп (и это не просто так, мой муж со скрупулезностью инженера рассчитывал для каждой комнаты, положенную по нормативам, освещенность и количество ламп). 42*250р = 10500 рублей мы ежегодно экономим на светодиодных лампах.  И конечно, мы стараемся не забывать выключать свет, выходя из комнаты (дети пока к этому не очень приучены).

2. Лишние электроприборы мы выключаем на ночь. Телефоны заряжаем днем, т.к. для полной зарядки нужно несколько часов, а не целая ночь. У нас очень простые телефоны и заряжаем мы их примерно 1 раз в неделю. Зарядки в розетках не оставляем. Электроприборы на ночь я всегда старалась выключать в первую очередь по тому, что почти у всех у них есть фоновый уровень шума и горящий светодиод - и то, и другое не способствует хорошему качеству сна. А если еще и про электрические поля начать думать...

3. Мы не покупаем лишние электроприборы. Например, у нас нет и никогда не было микроволновки, мультиварки, пылесоса (я за веник и влажную уборку), кофемолки (мы не пьем кофе). Кроме того, часть электроприборов мы используем достаточно редко, например, глажу я только 5% всей одежды в доме, постельное белье, полотенца не глажу. Это еще и время очень экономит. Феном пользуюсь реже, чем раз в месяц, в основном он на случай поездки в бассейн.
В нашем доме нет газа, мы пользуемся электроплитой и электрочайником. В данном случае, чайник потребляет меньше энергии, чем электроплита. Мы не смотрим телевизор. Сам экран у нас есть (он старше нашей семьи на пару лет), к нему подключена коробочка, на которую мы скачиваем мультики и фильмы, и иногда смотрим это всё с "большого" экрана. Стиральная машина, холодильник, посудомоечная машина -  класса А, всё это тоже экономит потребление электроэнергии, а значит и деньги.

Еще у нас стоят терморегуляторы на батареях. Я не знаю, влияет ли их использование на строчку "отопление" в наших счетах, но знаю, что это тоже полезная вещь. Хотя бы для здоровья - легче установить комфортный микроклимат в квартире.

Мне сложно оценить сколько эти простые и разумные привычки экономят нам денег на электроэнергии. Мы всегда так делали. Будем считать, что примерно 1000р. в месяц.

ВОДА.

У нас большая семья (5 человек), мы пользуемся посудомоечной машиной класса А, раз в два дня запускаем полную загрузку на "эко" режиме (он так и обозначен на панели). раньше мы пользовались таблетками Эковер, сейчас это порошок Амвей с таким составом: менее 5% неионогенного ПАВ,  поликарбоксилаты, 5-15% кислородного отбеливателя. Так же содержит энзимы, отдушку и лимонен. Написано, что является биоразлагаемым. Знаю, что почти всё в Амвей далеко не эко, но составы на этикетках они пишут честно (иначе бы я не находила там по 5-7 потенциально опасных веществ). В общем, в Амвее я пока еще верю только в посудомоечный порошок (он дешевле экологичных аналогов из тех, что я встречала у нас).

На всех наших кранах стоят аэраторы, они экономят до 25% воды при привычном напоре.
Мы выключаем воду, пока чистим зубы и вообще зря ее стараемся не лить.

Наши дети купаются в ванной, но как правило, по двое - так веселее, и с небольшим количеством воды (не более половины ванны) - так безопаснее. Мы с мужем обычно принимаем быстрый душ. Так получается. Когда у тебя трое маленьких детей, сама возможность попасть в душ каждый день - уже за счастье, а зависнуть там на полчаса - это будет уже наглость. Всем же нужно помыться перед сном. Ванну я принимаю редко, не каждый месяц. Исключительно по необходимости, в целях психологической разгрузки. Зато 1-2 раза в месяц мы бываем в бане.

Потребление воды в наших квитанциях в среднем выглядит так: горячая вода - 5-6 куб.м., холодная вода - 6-8 куб.м. Это на семью из 5 человек. Очевидно, экономное использование воды тоже экономит нам некоторую сумму ежемесячно.

ТРАНСПОРТ.

У нас есть машина, ей мы пользуемся практически только по выходным и для дальних поездок - на дачу и в соседние города к родным. Я не работаю. Муж ходит на работу пешком. Старшая дочь в школу и кружки тоже ходит пешком. Общественным транспортом я пользуюсь, только если ехать нужно действительно далеко. В целом мы предпочитаем прогулки.

Например, как раз сейчас, в июне, наша дочь ходит в летний городской лагерь в замечательном семейном клубе "Юность". Это не рядом с нами. Утром папа отвозит ее туда на велосипеде и потом на велосипеде едет на работу (25 минут до клуба + 25 минут до его работы). Днем я с младшими детьми хожу забирать ее из лагеря. Это занимает у нас от 1,5 до 2,5 часов в обе стороны. 1,5 часа это если только идти. 2,5 часа - если по пути играть на детских площадках, рассматривать поезда на ж/д станции и т.д.  Для меня выгода таких пеших прогулок очевидна:
- если ехать маршрутками, то необходима пересадка - 28р*2 = 56р. в одну сторону, обратно нужны билеты мне и старшей дочке 56р *2 = 112р. Итого, мы экономим 168 рублей ежедневно. Вся смена - это 16 рабочих дней 168р* 16 = 2688 рублей.
- идти пешком по тихим улочкам и дворам гораздо интереснее, чем ехать в душных маршрутках и ждать транспорт на остановках. Особенно детям.
- по пути мы проходим большой пешеходный мост над ж/д станцией. Четыре пролета по 14 ступенек вверх, 3 пролета вниз - вот мне и зарядка. Утяжелитель в виде легкой коляски-трости присутствует (пандусы отсутствуют). 
- Масса впечатлений у детей от поездов под нами - приятный бонус. А также эффект новизны и открытий. Например, мы и не догадывались, что рядом с нашим высотным микрорайоном есть тихая совершенно заросшая кустами, травой и деревьями улочка. Тротуар на ней выглядит как зеленый туннель в прошлое. Застроена она деревянными двухэтажными домами всего на 8 квартир в 50-х или 60-х годах прошлого века. Там стоят настоящие водонапорные колонки и во дворах виднеются дровяные сараи. Всё заросло одуванчиками. Вот вам абсолютно бесплатная экскурсия назад в прошлое :))) или в такие родные миры книг В. Крапивина (на которых я выросла). Мне такие места кажутся волшебными и таинственными, как будто время в них остановилось.

Вот сколько бонусов у ежедневной длительной прогулки. Для нашей семьи это было совершенно естественным решением. А мне говорят : "ну, вы и энтузиасты!" - Да, вы просто не знаете, что теряете, передвигаясь по городу на машине :)))

Экосумки.

Это не очень давняя наша привычка. Ранее мы просто многократно (до 10 раз) использовали пластиковые пакеты и просто реже их покупали. Тут главное, подобрать удобную экосумку и не забывать брать ее с собой в магазин. Кроме того, вместо пакетов для обуви или для формочек для песка, мы тоже выделили детям тканевые сумки - мешки. Использование многоразовой сумки экономит 5-6 рублей при каждом походе в магазин. Т.е. даже если ходить в магазин не каждый день, а через день, то за год набегает 5*183= 915 рублей.

Продукты.

Продукты мы всегда покупаем по списку. Стараемся больше брать местных продуктов, это как правило дешевле (их недалеко везли) и полезней (им не нужны консерванты, чтобы хранится в долгой дороге). Мы не покупаем откровенный пищевой мусор, такой как чипсы, газировка, сухарики и т.д. Иногда дети раскручивают папу на что-нибудь странное вроде шоколадных шариков или мишек Барни, но это в порядке исключения. Мы читаем составы на этикетках.
Воду мы носим в своей бутылочке с собой в сумке. При поездках на природу или дачу пользуемся термосом.

Большей частью овощей нас снабжают родители мужа со своего огорода, немножко и мои родители добавляют. Есть такая замечательная эко-привычка у старшего поколения самостоятельно выращивать себе еду. Низким им поклон за это. Страшно представить какую сумму денег мы экономим на домашних овощах, закрутках, вареньях.

Лекарства.

Как оказалось, считается, что в среднем люди вокруг тратят до двух тысяч рублей в месяц на лекарства и вынужденное посещение врачей. Если честно, я немного в шоке и не верю, что все так любят лечится. Мы тратим на лекарства в год примерно 500-600 рублей (я даже знаю, какие 3 препарата попали в эту сумму за предыдущие 9 месяцев). Жаропонижающее в нашей семье из 5-ти человек последний раз, причем однократно, применялось около двух лет назад, когда температура у дочки поднялась выше 39,5. Это реально редкий случай. В целом, получается мы ведем достаточно здоровый образ жизни, чтобы не зависеть от лекарств. При этом, мы конечно, ходим к стоматологу и некоторым другим специалистам, в основном профилактически.
 Это весьма экономит бюджет и  вполне экологично.

Вещи.

У нас трое детей, которые постоянно растут и обновлять им гардероб нужно пару раз в год полностью. Мы бы разорились, если бы все эти вещи, покупали в магазине. При этом, большинство детских вещей дети не успевают износить за те несколько месяцев, пока вещи им в пору. Мы участвуем в круговороте детских вещей в природе: что-то нам на наших детей передают от старших племянников, что-то (что хорошо сохранилось) мы передаем дальше более младшим родственникам и друзьям.
Даже на старшую дочку последние пару лет нам перепадает верхняя одежда - пуховик+осенняя курточка+ ветровка от старшего племянника. Всё это спортивного кроя и вполне себе унисекс. Я совершенно не считаю необходимым покупать всё тоже самое, но розовое и с цветочками. Итого, только на этих трех вещах для старшей дочки мы экономим около 12 тыс. рублей в год.
Даже как-то неудобно признаваться, но младшим детям мы покупаем практически исключительно нижнее белье и носочки, всё остальное к нам приходит по наследству. Это наверное, можно считать экономией тысяч в 30 на каждого из младших в год. При этом хочу отметить, что реально у наших младших детей гораздо более обширный и богатый гардероб, чем был у старшей дочки в их возрасте, которой мы всё покупали сами (но по минимуму).

Мы с мужем никогда не страдали шопоголизмом (есть более разумные и приятные способы потратить деньги). Себе мы покупаем новую вещь, только если старая вышла из строя. Обувь у нас на каждый сезон и погоду - только по одной паре.  Мы покупаем одежду себе (не целый гардероб, а отдельные вещи, которые пора заменить на новые) примерно 2 раза в год. Обычно это что-то к зиме, и что-то к лету.  Мой муж например, умудряется везде и всюду ходить в одних джинсах ( у них нет дресс-кода). Раз в год он покупает новые джинсы, а предыдущие-потрепанные остаются запасными на случай стирки основных штанов.

К теме детей есть еще вопрос подгузников, о безопасности постоянного ношения которых до сих пор идут споры. Мы со всеми нашими детьми пользовались одноразовыми подгузниками только на прогулку в холодное время года и на ночной сон (не всегда, были периоды, когда и ночью не пользовались). Многоразовые подгузники мы так и не попробовали, просто по старинке, летом берем с собой запас трусиков или ползунков на прогулки и поездки, а дома наши дети до 2,5-3 лет ходят почти всегда голые. Иногда в футболке.  Это и закаливание воздушными ваннами, и случайные лужи вытереть просто, и к горшку приучить проще. Да, еще мы практиковали "высаживание" младенцев. Метод хорошо работает.
Выгода: при таком смешанном подходе (а не полном отказе) ежемесячно на подгузниках можно экономить примерно 1300р.

Еще есть у нас такая хорошая привычка - чинить вещи. Я могу поменять липучки на детской обуви (они часто выходят из строя уже после первого ребенка), умею шить, незаметно зашивать, случайные дырки на детской одежде. Мой муж разбирается в электронике и электрике, он часто чинит простые электроприборы, бывает, детские игрушки с электронной начинкой. Вообще, мой муж абсолютно всё умеет делать сам (например, полный ремонт квартиры) и потому, если ломается что-то из мебели, то он тоже это чинит.
Не знаю, сколько мы на этом экономим денег и сколько тратим времени, но это экологично и наполняет вещи особым уютом, заботой, ведь мы вкладываем в них немного своего времени и тепла.


Я пишу отчет и понимаю, что мы очень приличную сумму ежегодно экономим на всём этом. Вы можете подумать, что всё это исключительно из-за  наших весьма скромных финансах и дело вынужденное. Но это не так. Даже когда в нашей семье было меньше детей (а доход из расчета на человека был выше), мы всё равно жили по таким принципам. Это просто разумно. Экономя на лишнем, мы можем позволить себе гораздо более высокий уровень жизни в целом.
Например, многие люди, с нашим уровнем доходов (а то и выше), думают, что не могут позволить себе отпуск у моря в принципе и по 5-10 лет никуда не выезжают. Мы же, несмотря на одну зарплату на семью, трех детей и ипотеку, отдыхали в Крыму у моря от 21 до 45 дней в 2010, 2013, 2015, 2016 годах. Всей семьей (количество детей постепенно менялось). Отдых у моря это огромный вклад в здоровье на весь следующий год, что опять-таки позволяет меньше болеть, покупать лекарства и далее, и ни с чем не сравнимое удовольствие. В отпуске мы тоже живем максимально простой и разумной жизнью.

Кроме сугубо экономической выгоды отказа от излишнего потребления, есть еще и более  важные моменты: многие из экопривычек это ежедневные кирпичики в стене нашего здоровья - небольшие, незаметные, но важные и возможно базовые. А еще это осознанность. Когда понимаешь, что, почему и как ты делаешь, к каким последствиям это приведет в ближайшем будущем и далекой перспективе, для тебя лично и для мира в целом. Мне кажется, это важно.


Как маме трех детей, мне еще есть что вам рассказать про полезные экопривычки в процессе воспитания детей. У Романа Саблина в статье (ссылка в вверху поста) есть пункт "сомнительные удовольствия" взрослых людей и там перечислены ну, совсем уж очевидные вещи. А вы знаете, что есть и детские "сомнительные удовольствия"? Которые очень здорово, заменять на истинные радости. Что не только воспитывает в детях осознанность, креативность и любовь к природе, но и здорово сокращает бессмысленное потребление.

 А еще меня так и подмывает, рассказать вам, как я пришла к определенному уровню осознанности в отношении чрезмерного потребления, какие эксперименты были в моей жизни и в каких единицах я измеряю ценность вещей, принимая решения "а действительно ли мне это так нужно?"

Но, а вам-то оно вам нужно? Читать мои длинные посты и думать над прочитанным?
Если надо, то дайте знак и я напишу это отдельным постом, ладно?








6 комментариев:

  1. Юля, с огромным интересом читаю все посты, спасибо что делишься! Очень рада видеть что эко-движение начало находить популярность в России.
    У нас в Ирландии ситуация конечно совсем другая, но я думаю что все мы может делать больше. У нас переработка мусора-материалов и тд поддерживается на государственном уровне, что конечно упрошает задачу простого жителя в несколько раз. На пример весь мусор сортируется в 3 разных бака- черный, синий и зеленый. Зеленый бак для органического мусора- очистк, опилки, трава и тд. Синий бак для бумаги, пластика и консерных банок и черный для всего остального. Все банки и пластиковые упаковки перед выбросом нужно помыть.Для нас это нормально и само сабой разумеющееся.
    В магазинах у нас уже лет 18 назад перестали давать политиленовые пакеты и дают только бумажные, которые ты потом можешь переработать и тд.

    Мне кажется такой подход очень разумный и очень правильно деткам с раннего возраста показывать и учить, что нашу планету нужно беречь!

    У нас дома пока не получается делать так много как хотелось бы. Я довольно ленива и не могу заставить себя отказаться от каких то электроприборов или других "приятностей" или там делать шампунь и мыло собственного производства, но я стараюсь =))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюша,спасибо за поддержку!

      Да, у нас в России эко-тема еще только в самом-самом начале и всё довольно грустно. Но нужно когда-то и начинать.

      Удалить
  2. Юля, надо - мне так очень интересна эта тема! Пиши, делись! Ведь именно так возникает ДВИЖЕНИЕ;-)
    Я вообще живу по принципу "Мир начинается с меня" - поэтому считаю важным каждый вклад в общее дело - именно так растет осознанность! И кстати, я её стала больше ощущать вокруг - в предыдущем комментарии как раз тоже об этом писала.
    Очень нравятся мне привычки вашей семьи - во многом они созвучны и нам!
    Поделюсь, если ты не против;-)
    1. Энергосберегающими лампами мы начали пользоваться еще до моего переезда сюда, в Екатеринбург (а было это в 2003-м году). Помню, что когда я купила в Тагиле трешку в центре, я сразу купила туда полный комплект (мы прожили в той квартире почти три года и ни разу не заменили ни одной лампы с того комплекта! Более того, часть из них я привезла сюда, в Екатеринбург)))
    Когда мы съехались со свекровью я была в изумлении, потому что у них в доме не было НИ ОДНОЙ энергосберегающей лампы...
    2. Свет мы выключаем так же, как и вы, только у нас уже и дети к этому приучены. Я специально ничего не делала для этого, просто заметила, что они копируют нас. То же касается, если где-то бежит вода: помню, в садике мне воспитательница выразила респект, что если Илья слышит, что в туалете кто-то забыл выключить кран, он всегда идет и выключает.
    Сейчас на работе приучаю народ в своем кабинете выключать свет, потому как привычки почему-то нет ни у кого (а меня даже напрягает, когда днем включен свет, и мы с боссом часто выключаем свою линию, так как сидим ближе к окну и света нам хватает даже когда день пасмурный)
    И да, мы не держим открытым кран с водой, когда чистим зубы) Как-то тоже исторически сложилось - и дети прекрасно делают так же)
    3. В этой квартире у нас стоят краны на всех отопительных батареях: квартира расположена посередине, поэтому она крайне теплая и нет нужды гонять тепло, открывая при этом форточки. Меня очень радует этот факт, потому что я не очень люблю, когда в квартире нечем дышать, а раньше мучала совесть, то нельзя ограничить лишнее тепло, поступающее в квартиру, а приходилось держать окна нараспашку.
    4. Я так же, как и ты, выключаю все электроприборы на ночь (телевизора у нас нет - только у свекрови, но со старым человеком бороться нет смысла - это уже в крови) Нет у нас и мультиварки - я пользуюсь скороваркой - она очень экономит газ, так как сокращает время приготовления еды, и еда в ней получается здоровая и вкусная, почти как в русской печке;-)
    Но у нас есть микроволновка (держим на случай, если дети сами разогревают еду - все-таки я сейчас работающая мама) и пылесос - я не представляю себе жизни без него (у нас он работает достаточно часто: пространства мало, нас много и живем мы в центре - грязи и пыли море, а у меня на неё аллергия((( Правда, здесь я его включаю реже, чем даже на Уралмаше - там дом был прямо вдоль дороги)
    Остальные бытовые приборы у нас тоже класса А: холодильник, стиралка. Посудомойки у нас нет.
    Феном я тоже при длинных волосах пользуюсь редко, да и поскольку у нас здесь очень тепло, необходимость в нем практически отпала. Только если куда-то тороплюсь.
    Про вещи вроде был уже пост и я там оставляла коммент - не буду повторяться) Мой главный конек с некоторых пор - правильно составленные капсулы гардероба (ну, ты знаешь). Однако, засилья вещей у меня особо никогда не было. Я люблю обувь и сумки, но ношу их очень аккуратно, поэтому подолгу - что тоже является частью экономии;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну и коммент получился - блоггер не дал в один соединить: сказал "Превышен максимально допустимый объем")))
      Так что дубль два;-)
      Поделюсь ещё одной привычкой - не знаю, насколько она эко, но хочется думать о том, что полезная;-)
      В 2010-м году, когда я проходила курсы ведической кулинарии, тема экономии, экологии и разумного потребления там часто поднималась. Семья, в которую мы приходили, очень бережно относилась к ресурсам природы, так они кришнаиты (а это, пожалуй, самая лучшая вера, где слиты воедино уважение к природе и её ресурсам, страсть к чистоте и порядку, потому что у них любой дом - это храм божий, любая пища - это, в первую очередь, пища бога!)
      Так вот..именно тогда нам рассказали о добром обычае не выкидывать крошки, а отдавать их птицам (не говоря уже об излишках еды). И я тогда вспомнила, что как-то читала об этимологии происхождения поговорки "Первый блин - комо". На самом деле исконно она была такой: "первый блин - куму". А кумом называли медведя. Короче, суть в том, чтобы каждый день, кроме себя и своей семьи позаботиться еще о ком-то, кто сам поесть не может.
      Именно тогда я решила ввести у себя в доме правило: не выкидывать крошки от хлеба. У нас для этого есть специальный пакетик. Вытирая со стола, мы сметаем крошки в этот пакет. Так же освобождаем хлебницу и пакеты от покупной выпечки - всё в этот пакетик (их у нас два, чтобы менять можно было: один с собой, один остается дома). И корми птиц прямо утром. А когда я стряпаю что-либо, первое изделие или кусочек тоже идет в эту "кормушечку". Дети любят этот обычай и сейчас если хлеб в школьной столовой падает на пол, у них тоже есть салфетка, чтобы после уроков вынести его для птиц. Я рада, что эта традиция у нас прижилась))) Мне нравится думать, что зимой мы спасаем пару птичек божьих от неминуемой гибели от голода.
      Спасибо тебе за твои посты - двигаюсь дальше;-)

      Удалить
    2. Настя, вы молодцы!

      Про крошки - хороший обычай... Только везде пишут, что птицам и зверям очень вреден наш хлеб. Кое-где пишут, что и нам он вреден... Что птицам лучше пшено сыпать...

      Удалить
    3. Так хлеб-то не магазинный;-) Магазинный да, и нам вреден((( Сейчас вся проблема в том, что на территории бывшего Союза не осталось не зараженных земель, где выращивают пшеницу - отсюда и вред, который наносится хлебом((
      Я верю, что птицы умнее нас по природе, и если бы им хлебные крошки наносили реальный вред, они все же не ели бы их;-)

      Удалить